Тогда я сделал Артуру предложение стать партнерами по бизнесу. Мы провели раунд переговоров по условиям и договорились идти до конца — либо утонем, либо начнем зарабатывать. Вскоре мы совместно приняли решение полностью уйти в производство жидкостей — и не прогадали: рынок снова пошел в рост, а мне удалось подключить нескольких крупных партнеров.
О крутом партнерстве и одном тяжелом случае
Сейчас у нас так: Артур отвечает за производство, а я — за отдел продаж. Это наиболее комфортные сферы для нас, где мы чувствуем себя, как рыбы в воде. Далеко не все идет гладко. Иной раз нам приходится подолгу обсуждать некоторые моменты, прежде чем прийти к компромиссу — но на то оно и партнерство. Мы понимаем, что наша доля рынка растет и будет расти, а компания чувствует себя стабильно.
Но, конечно, и сейчас не без сложностей. Например, в декабре мы оказались в довольно тяжелой ситуации: у нас намечался крупный контракт с поставщиком в Беларуси. Мы вели переговоры, устно договорились о сотрудничестве и тут же начали производство жидкостей без предоплаты.
Условия продажи жидкостей в Беларуси не такие, как в России: есть отдельные требования к дизайну, без соблюдения которых на рынок выйти не получится. Требовалось переработать дизайн всех наших линеек. Дело было срочное, поэтому мы подключали дизайнеров, которым платили за скорость, экстренно заказывали флаконы для жидкостей с фабрики и покупали необходимые ингредиенты.
Перед самым стартом производства клиент неожиданно отказался работать на изначально обговоренных условиях. Он сделал нам невыгодное предложение, от которого мы отказались, и мы были вынуждены отменить сделку.
Мягко говоря, мы были не в восторге: речь шла о десятках тысяч флаконов. Мы попытались продать их другим нашим партнерам в Беларуси, но они были значительно меньше ушедшего клиента и не могли себе позволить такую крупную отгрузку.
Успели договориться только с одним, как вдруг клиент вернулся к нам обратно с предложением пересмотреть договоренности — и 20 декабря условия были утверждены.
Существовала и другая сложность: жидкость должна была приехать к клиенту строго до 25-го декабря. Произвести, доставить и принять такой объем меньше, чем за неделю казалось невероятным. Мы приложили титанические усилия и справились, а это дело стало для меня совершенно новым с точки зрения опыта переговоров.
В общем, у нас все хорошо.